Глава V
СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ
Система охлажденияСИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ
Неисправности системы охлаждения. Основными неисправностями системы охлаждения являются: загрязнение водяной рубашки и радиатора, течь в трубках радиатора, трещины в водяной рубашке, износы отдельных деталей водяного насоса и вентилятора. Загрязнение системы охлаждения происходит вследствие образования накипи на стенках водяной рубашки и трубках радиатора. Накипь сильно затрудняет теплоотдачу и снижает проходное сечение трубок радиатора, результатом чего является перегрев двигателя. Для предотвращения образования накипи и эксплуатационных условиях рекомендуется применять, по возможное, «мягкую» воду, не содержащую солей магния и кальция, и периодически промывать систему охлаждения. Единой рецептуры состава смеси для промывки системы охлаждения не имеется. Различные предприятия применяют разные составы. В условиях автохозяйств промывка производится обычно сперва раствором каустической соды, а затем чистой водой. Так, для промывки системы охлаждения дизеля МАЗ 2(4 применяется раствор 150 г каустической соды на литр воды. Раствор заливают в систему охлаждения и двигателю дают проработать в течение 8 час., после чего раствор сразу же сливается и система тщательно промывается чистой водой. Автозавод имени И. В. Сталина рекомендуют для промывки системы охлаждения двигателя ЗИС-120 смесь из 750–800 г каустической соды и 150 г керосина на ведро воды. Смесь заливается в систему охлаждения и оставляется на ночь. Двигатель утром запускается на 10—15 мин., после чего смесь сливается и радиатор промывается чистой водой.
Для промывки системы охлаждения двигателя МЗМА-400 рекомендуется 4-процентный (по весу) раствор в воде следующей смеси:
Хлористого натрия NaCl ……………………………………4%
Соды Na2СОз…………………………………………………………56%
Бикарбоната натрия NaHC03…………………………….10%
Фосфата натрия Na3PO4…………………………………….30%
или 10-процентный раствор каустической соды.
Помимо накипи, система охлаждения может засориться и механическими примесями, попадающими вместе с водои, потому необходимо периодически ее промывать.
Трещины в водяной рубашке могут явиться результатом небрежного ухода за системой охлаждения в холодное время года: несвоевременный слив воды, неумелое использование шторой радиатора, работа без незамерзающих смесей. В качестве последних рекомендуется применять водный раствор этиленгликоля — антифриз В2 (ГОСТ 159—52). Температура замерзания смеси зависит от содержания в ней воды. Исчерпывающие данные о влиянии содержания воды в смеси на температуру замерзания последней подробно приводятся в инструкциях по эксплуатации автомобилей. Приведем для примера лишь несколько цифр. Так, при содержании 45% воды и. 55% этиленгликоля температура замерзания минус 42° С, при 60% воды и 40% этиленгликоля — минус 24° С и т. д.
Кроме указанной смеси, применяются и другие, например, смесь воды и денатурированного спирта или смесь воды, спирта и глицерина.
Радиаторы. Радиаторы, поступающие в капитальный ремонт, подвергаются промывке раствором каустической соды для удаления накипи, промывке чистой водой, контролю при помощи сжатого воздуха для выяснения степени повреждения и ремонту с последующим контролем. Для проведения указанных операций приходится затрачивать большие усилия, поскольку радиаторы имеют значительные размеры и вес. Для облегчения производства работ применяются различные стенды.
На рисунке показан один из таких стендов, конструкции С. О. Волкова и Н. К. Никитина.
На основании стенда, имеющем форму диска автомобильного колеса, монтирована на коническом подшипнике стойка 10, которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси. К верхней площадке стойки 10 приварен корпус с червячной парой. На оси червячной шестерни 5 закреплена консоль в виде винта, на конце которого установлены захваты (клещи) 3 для зажатия радиатора 2. Захваты 3 через систему рычагов связаны с гайкой штурвала 4. При вращении штурвала 4 захваты 3 сходятся (сжимаются) или расходятся, зажимая или освобождая радиатор. Во избежание повреждения сердцевины радиатора при зажиме захваты снабжены войлочными подушками, установленными на шарнирах. На конце вала червяка закреплен штурвал 6, при вращении которою консоль с закрепленным в зажимах радиатором может опускаться в ванну 1 и подниматься из нее. Ванна 1 изготовлена из листового железа и для удобства погружения радиатора имеет наклонное дно, которое снабжено отстойником, сетчатым фильтром, штуцером для присоединения шланга от водяного насоса и сливной пробкой. Сбоку ванны расположен бачок 8 для раствора каустической соды, и дне которого также имеются отстойник, сетчатый фильтр, штуцер и сливная пробка.
Водяной насос 13 приводится во вращение при помощи
электродвигателя 14. Насос имеет входной тройник с двумя кранами, выходной штуцер и шланг для присоединения насоса к верхнему патрубку радиатора. Перед работой ванну 1 заполняют водой, а бачок 8 раствором каустической соды. Устанавливают радиатор на стенд, закрепляют за сердцевину войлочными подушками зажимов и, поворачивая стойку 10, вращением штурвала 6 опускают радиатор в
ванну с водой. Соединив верхний патрубок радиатора с насосом, производят промывку радиатора раствором каустической соды. После промывки раствором соды переключают насос на подачу воды и производят промывку радиатора водой. Слив раствора или воды из радиатора про вводится в бачок с раствором или в ванну с водой через шланг, соединенный с нижним патрубком радиатора.
Для контроля радиатора на подтекание в нем создают повышенное до 0,5 am давление воздуха при помощи ручного насоса для накачивания шин, смонтированного на ванне. Постоянство давления поддерживается предохранительным клапаном 7, “установленным на шланге ручного насоса. Поврежденные места легко обнаруживаются по пузырькам воздуха, резко заметным в воде. Для освещения проверяемого радиатора снизу в дне ванны 1 имеется окно из толстого стекла, снизу которого расположена электролампа.
Проверку радиатора на течь можно также осуществить, если заполнить его водой, не погружая в ванну, и подвергнуть давлению воздухом. Струйки выходящей воды укажут поврежденные места в радиаторе. После контроля радиатор вынимают из ванны и передвигают стенд с радиатором на рабочее место для пайки.